#НаЗападномФронтеБезПеремен #Оскар2023 Первая мировая — пожалуй, один из самых сложных для написания истории военных конфликтов. Её не получится романтизировать, её нельзя представить как борьбу добра и зла; это тёмный период, когда опьянённые техническим прогрессом люди принялись играться с новыми способами массового умерщвления себе подобных, не заботясь о чудовищности как чужих, так и собственных потерь. Самым страшным в ней, пожалуй, была её полная безыдейность — попавших на фронт ждали только разочарование в идеалах, навязанных властями, мучительно долгое просиживание в окопах и ужаснейшие минуты обстрелов и наступлений, оборачивающихся мясорубками. Про Первую мировую нельзя рассказывать, используя те же приёмы и темы, которые работают со Второй мировой, здесь не подойдёт банальная героическая история про преодоление физических препятствий (в прошлом году нечто подобное пытались провернуть с "1917", но получилось плохо). Истории "потерянного поколения" всегда были про психологические трансформации, причём редко положительные. Про эти трансформации и была знаковая художественная литература на эту тему, попавшая в пантеон классики за одно только выражение антивоенных настроений. Содержательно же она была не очень богатой на события и каждое произведение напоминало скорее сборник фронтовых эпизодов, объединённых общей атмосферой и главным героем. Таким я и запомнил оригинальный роман Ремарка. Фильм пусть и отличается от него сюжетно, но, тем не менее, сохраняет его антивоенный посыл. Шум от работы швейных машинок, перешивающих форму погибших солдат для повторной выдачи новобранцам, перерастает в пулемётный стрекот. Главный герой собирает жетоны убитых и находит среди них своего друга. Знаковая сцена борьбы в воронке от снаряда во время наступления. Фронтовые товарищи осознают, что после окончания войны им не будет места в обществе. Солдаты счастливо драпают от местных фермеров с украденным гусем (вот эта пробежка гораздо реалистичнее той, что была в финале "1917"). Всё это яркими мазками рисует страшную картину бессмысленной и жесточайшей войны, однако это всё ещё сборник эпизодов о том, как жилось в окопах Первой мировой. В фильме отсутствует ярко выраженный внешний конфликт (хотя казалось бы), а потому и с художественной точки зрения смотреть картину не так интересно, как могло бы быть. Причём исполнено всё на высшем уровне — от операторской работы до игры актёров, грим так и вообще вне всяких похвал. Хорошее антивоенное высказывание, но недостаточно интересное художественное произведение.

Теги других блогов: история фильм Первая мировая