#Уэнсдэй #Wednesday
Говоря о сериале "Уэнсдэй", можно придерживаться двух подходов — либо игнорируя, либо принимая во внимание наиболее популярные и культовые для постсоветского пространства произведения о семейке Аддамс — фильмы Барри Зонненфельда 90-х годов, из которых я по какой-то причине помнил только то, насколько хороша была Мортиша.
Не пересматривая фильмов, чтобы не быть предвзятым, и доверившись Тиму Бёртону, который значился режиссёром проекта, я погрузился... в банальную подростковую историю про закрытую школу, в которой происходят очень странные дела, расследуемые главной героиней Уэнсдэй Аддамс. Сюжет настолько предсказуем, что вы прочитаете основные твисты задолго до того, как они произойдут, причём не из-за умелого развешивания ружей, которые можно проанализировать, а из-за низкого уровня постановки конкретных сцен, которые так и кричат: "Это главный злодей!", "Это второстепенный злодей!", "На самом деле всё было не так!". Детективную составляющую пересказать будет проще, чем любовный пятимерный многогранник, который выстраивается между персонажами. Вас ожидают клише вроде "убийца — монстр, но главный злодей — это человек", "директриса суровая и подозрительная, но в последний момент она окажется на стороне героев", "пусть в старом убийстве и обвиняют кого-то, но на самом деле он никого не убивал" и так далее. Не обходится как без сюжетных дыр, которые можно объяснить только тупостью главной героини, хотя она Уэнсдэй не свойственна, так и без незакрытых линий (не путать с финальным клиффхенгером; линию секты, использующей силу сирен для привлечения новых последователей, бросили на полуслове где-то за две серии до конца, и в финале даже не было её упоминания).
Итак, сюжет не выдерживает никакой критики, а значит, единственное, что может вытащить сериал — это атмосфера. Стараясь хайпануть на жанре "подростки в школе раскрывают тайну", сценаристы помещают Уэнсдэй в академию, в которой обучаются вампиры, оборотни, сирены и горгоны — и вот здесь можно было бы разгуляться на оригинальных дизайнах и интересном визуале, особенно учитывая участие Бёртона, но единственное, на что создателям хватает воображения — линзы у сирен и CGI-змеи (постоянно скрываемые под шапкой) у горгон, а в остальном весь этот бестиарий выглядит как обычные идеальные подростки, обучающиеся в элитной школе (спасибо, что хотя бы не 25-летние). Весь бюджет, видимо, ушёл на монстра, терроризирующего небольшой городок, расположенный неподалёку, и леса вокруг него.
Ситуацию могла бы поправить химия между персонажами, и здесь положение спасает дуэт Уэнсдэй и её соседки по комнате Энид, которая уравновешивает её, являясь её полной противоположностью — гиперэмоциональной и яркой. В остальном же взаимодействие между персонажами не выходит за рамки подростковых романов и сухих диалогов, необходимых для продвижения детективной линии.
Первая ошибка, которую вы можете совершить — купиться на имя Тима Бёртона в титрах. Факт первый: он поставил только 4 серии из 8 и совершенно не прикладывал руку к сценарию. Факт второй: он даже не является шоураннером проекта — в титрах создателями сериала значатся Альфред Гоф и Майлз Миллер, чьей самой известной совместной работой на телевидении до сего дня были "Тайны Смолвиля" для предтечи сидаба (а потом и самого сидаба). Они уже заявили, что продумали сюжет до 4 сезона, сериал выстрелил лучше, чем Очень странные дела, поэтому нас точно ждёт продолжение в том же подростково-мистическом духе. Что-то мне подсказывает, что Бёртон, использованный из-за его громкого имени как ремесленник, в режиссёрском кресле больше не появится. Напоминаю, что мы в то же самое время имеем чада Дэвида Линч, который поставил весь 18-часовой третий сезон Твин Пикса самостоятельно от первой и до последней минуты.
Итак, вне контекста "Семейки Аддамс" сериал в принципе зайдёт тем, кому нравятся какой-нибудь "Ривердейл" и волчьи цитаты готов, количество которых здесь зашкаливает. Но упаси вас господь посмотреть перед "Уэнсдэй" "Семейку Адамс" и "Ценности семейки Аддамс", а тем более полюбить их — и с восприятием сериала начнутся большая проблема под названием "это не в духе Аддамсов".
Можно накидать массу претензий к Гомесу и Мортише, которые ведут себя не в соответствии со своими каноничными характерами. Например, старшие Аддамсы никогда бы не стали рьяно настаивать на невиновности в старом убийстве ни перед нормисами, ни перед своими детьми — в их духе больше смаковать старые слухи, не давая прямого ответа и усиливая тревожность собеседника, да и лишение кого-то жизни в фильмах не то чтобы было какой-то проблемой для них. Поскольку сериал является сольником Уэнсдэй, сосредоточимся на ней.
Настоящим золотом фильмы 90-х делает то, что с каждым членом семейства связан определённый тип юмора (Гомес — эксцентричная буффонада, Мортиша — диалоговые шутки, Фестер — игра мимикой, Пагсли и Уэнсдэй — гэговые жестокость и садизм, а также мрачные диалоги). Эти виды юмора, будучи простыми, между собой переплетаются и чередуют друг друга, что позволяет показать интересные взаимодействия персонажей, не зацикливаясь на каком-нибудь конкретном герое. Сейчас же Уэнсдэй разыгрывает сольную партию, а значит, создателям необходимо выжать из неё максимум того, что делает её, собственно, Уэнсдэй. Однако было принято решение возвести в абсолют мрачные фразочки и практически полностью отказаться от всего остального, и это сделало Уэнсдэй обычной эджевой готкой, которая только молоть языком горазда. Волчьи готские цитаты, сопровождающие нас весь сериал, утомляют уже после третьего раза, и Уэнсдэй раскрывается как член семейства Аддамс только в сценах срыва празднества на День Единения, танца на балу и попытки запытать одного из персонажей. Сценаристы не дают ей стать более неоднозначной и не позволяют ей совершать спорные поступки. Уэнсдэй в фильмах хоронила домашних животных живьём, сбрасывала младенца с крыши особняка, казнила Пагсли на электрическом стуле, пыталась казнить на гильотине новорождённого брата. Уэнсдэй в сериале бросает мрачные фразы, один раз глушит рыбу динамитом, один раз чуть не начинает пытку (и то её прерывают копы), да на этом и всё.
Вторая ошибка, которую вы можете совершить — купиться на связь проекта с семейкой Аддамс. Без свойственной ей чернухи и хождения по краю "Уэнсдэй" с таким же успехом можно было назвать "Маленькой пятницей" и вообще не привязывать проект к семейке Аддамс.
И тем не менее, единственный луч света во всём сериале — это Дженна Ортега, которая, собственно, и воплотила Уэнсдэй Аддамс. Её актёрская игра чертовски хороша, её микромимика передаёт мельчайшие эмоции героини, которая большую часть времени старается быть с одинаково мрачным выражением лица. Немногие удачные сцены сериала базируются на её харизме, движениях и манерах, а в неудачных сценах она как минимум является украшением. Дженна ответственно подошла к своему персонажу — именно она создала прекрасный завирусившийся танец и предложила Бёртону неморгающую Уэнсдэй (чем он вообще занимался, если такие яркие фишки придумал не он, непонятно). Именно внешность и невербалика Уэнсдэй в исполнении Дженны Ортеги — настоящая жемчужина сериала, которая не даёт ему затонуть и позволяет поставить оценку "смотрибельно".