"Светлое будущее 3: Любовь и смерть в Сайгоне" VS "Пуля в голове": в поисках каноничного ориджина Марка Начавшийся во время производства второго "Будущего" конфликт Джона Ву и продюсера Цуй Харка набирал обороты — с финансированием "Убийцы" и "Героев" были очень серьёзные проблемы, на продолжение съёмок буквально скидывались актёрским составом. Но больше всего от их разрыва пострадала третья часть "Светлого будущего", которая должна была стать приквелом про Марка. Ву набросал первоначальный сценарий фильма, но в итоге покинул проект, и Харку пришлось вытягивать его на правах продюсера, режиссёра и сценариста. Но Ву не собирался так просто забывать свои задумки, и в итоге мы имеем два фильма, схожих по завязке и отдельным элементам сюжета, но различных по стилю и настроению. В 1989 году, когда Ву занимался "Убийцей" и "Героями", вышла версия Цуй Харка. Ей достались все сливки дилогии — собственно, неизменный Чоу Юньфат на роль Марка и его классические атрибуты, а также "Светлое будущее" в названии. Сюжет повествует о молодом Марке, который со своим кузеном занимается контрабандой в Сайгоне во время Вьетнамской войны, чтобы помочь родственникам собрать денег на переезд в Гонконг. Волею судьбы он знакомится с Чоу, певицей и влиятельной воротилой среди контрабандистов, которая становится его работодателем и наставницей. Харк обращает внимание именно на те элементы сюжета, на которых Ву обычно не концентрируется — он прописывает динамично развивающиеся отношения зелёного Марка и более опытной милфы Чоу (по какой-то причине мне кажется это лучшей частью фильма), которая учит его стрелять и дарит каноничные очки с плащом, известные всем, кто видел предыдущие фильмы. Они проводят время вместе, делают друг другу больно из-за недопонимания, разговаривают по душам, даже становятся участниками любовного квадрата — и за этим чертовски интересно наблюдать. К сожалению, у фильма есть боевиковая часть, и здесь Харк справляется гораздо хуже. И дело не в том, что основным вдоводелом тут является Чоу, а в значительно просевшем уровне постановки перестрелок. Кроме того, взаимоуважение между Марком и его антагонистом (в чём уже хорош Ву), формируется очень уж быстро и без видимых на то причин. Персонажи телепортируются между Сайгоном и Гонконгом словно по щелчку пальца (и это в условиях войны), и это не пустая придирка — сравнить будет с чем. Если вы любите Марка так же, как люблю его я, вам понравятся романтическая линия и отдельные фансервисные моменты, но если вы так же любите боевики Джона Ву — будете разочарованы экшном. Возможно, откроете для себя певицу Аниту Муй. Джон Ву достал свои наработки и выпустил "Пулю в голове" на год позже. Общая сюжетная канва очень схожа с фильмом Харка — главный герой и его кореша перебираются из Гонконга в Сайгон, чтобы заняться контрабандой, знакомятся с певицей и попадают в переплёт. Однако Ву прописывает своих персонажей гораздо глубже, а мир его фильма гораздо более суровый и реалистичный. Если действие фильма происходит в охваченной хаосом стране, то лёгкость, с которой там зарабатываются деньги, непременно развратят слабого духом героя, а пробраться и, тем более, выбраться оттуда будет невероятно сложно. Если в сюжете фигурирует певица, то это не боевая единица, которая пытается убить всех людей мира, а подсаженная на наркотики рабыня местного авторитета. Если фоном для событий является Вьетнамская война, то рано или поздно начнутся настоящие боевые действия. "Пуля" — наиболее тяжёлый и зрелый фильм Джона Ву. Персонажи долгое время предпочитают рукопашный бой, считая огнестрельное оружие злом. Основной конфликт развивается не между тремя героями и внешним миром, а между ними самими. События в лагере вьетконговцев, ставящие персонажей на грань безумия, показывают всю жестокость войны. Судьбы здесь ломаются так, как ни в одном другом фильме Ву. Персонаж-Марк картины — это Люк, киллер сайгонского авторитета, влюблённый в контролируемую им певицу Салли и строящий планы по её вызволению. Жестоко избитый людьми своего работодателя за столь дерзкие мысли, он не оставляет попыток освободить девушку. Его стиль также напоминает классического Марка — он предварительно прячет на локации оружие и активное использует взрывчатку. Обнаружив, что они могут помочь друг другу, тройка главных героев и Люк объединяются, чтобы бросить вызов местной мафии. Это выливается в классическую грандфинальную перестрелку Джона Ву... происходящую в середине фильма и отделяющую его криминальную часть от части об ужасах Вьетнамской войны. На этот раз четверо героев зачищают ресторан, и перестрелка главным образом хороша за счёт сопоставления характеров и навыков персонажей с тем, как они действуют во время неё. Наивные романтики А Би и Фай стремятся в первую очередь спасти Салли и найти её паспорт, сын дворника и комплексующий о своей бедности Винг неистово ищет ящик с золотом и делает всё для его защиты, а профессиональный убийца Люк проникает в наиболее охраняемую зону ресторана, чтобы быстро ликвидировать врагов и добраться до склада с вооружением. В этом фильме Джон Ву ещё больше уделяет внимание рукопашному экшну, обосновывая это сюжетно — в первой трети мы наблюдаем за обычной жизнью дворовых пацанов, которые решают проблемы кулаками и разными подручными предметами, но никак не с помощью огнестрела. Несмотря на то, что фильм не носит название "Светлое будущее", да и Чоу Юньфат здесь не играет, я считаю его ориджином Марка здорового человека — Джон Ву, как обычно, нашёл идеальный баланс между драмой и экшном, провёл персонажей через гораздо более будоражащие события, дал главному герою боевого товарища, стилем перестрелок которого он вполне мог потом вдохновиться, а главное — отснял сцену (пусть впоследствии и вырезанную), отсылающую к рассказу Марка о случае из своего прошлого из первой части "Будущего".

Теги других блогов: кинозал кино