Пройдя Sleeping Dogs, после которых невозможно всерьёз воспринимать большинство серий Miami Vice, я решил устроить марафон боевиков "гонконгского периода" Джона Ву... и растянул его на 8 месяцев (а что, бывают же длинные марафоны, цель участия в которых — просто добежать до финиша вне зависимости от затраченного времени. Бывают же?) Говоря о каждом фильме, есть смысл обращать внимание как минимум на три аспекта: сюжет (здесь всё понятно), гранд финал (поверьте, закрывающие перестрелки Джона Ву стоят того, чтобы обсуждать их отдельно) и персонаж-Марк (вы ещё поймёте, почему он вынесен в отдельный пункт). Дилогия "Светлое будущее" (1986, 1987) Эта пара фильмов знаменательно открывает гонконгский период и наглядно показывает, как будут строиться следующие картины Ву. В первой части главный герой Хо, член триады, попадает в полицейскую засаду и, давая шанс уйти напарнику-новичку, сдаётся, после чего отсиживает трёхлетний срок. После освобождения он начинает новую жизнь и пытается примириться с братом-полицейским Китом, но сталкивается лишь с ненавистью и недоверием. Единственное место, где к Хо относятся с сочувствием и пониманием — таксопарк, в котором вместе с ним работают другие бывшие преступники, испытывающие сложности с поиском работы. Напарник-новичок, которого прикрыл Хо, меж тем оказывается крысой и даром три года не теряет — теперь он высокопоставленный член триады, которой в своём пути на вершину не остановится ни перед чем. Под него копает Кит, и это неизбежно приводит к конфликту и терзаниям главного героя: он желает жить мирной жизнью, но должен помочь брату, пусть тот его и ненавидит. Большую часть фильма и занимают развитие отношений между Хо и Китом, а также криминальные интриги. А за экшн здесь отвечает настоящее золото этого фильма — Марк, ещё один член триады и лучший друг Хо, специализирующийся на устранении неугодных верхушке личностей. Став калекой в результате полученного в ногу ранения, Марк получает отставку и унизительную грошовую работу мойщика машин триады. Физически сломленный и с трудом передвигающийся Марк, тем не менее, не теряет надежду на лучшее будущее и становится моральный компасом для главных героев — именно он убедит Хо сражаться, а Кита — принять и простить брата. Несмотря на травму, Марк остаётся превосходным стрелком, и перестрелки с его участием становятся более изобретательными. Сохранивший волю к жизни, желание сражаться и практические навыки Марк называет себя богом, давая ему оригинальное определение — это человек, который может управлять своей судьбой. Персонаж вышел настолько сильным, что во всех фильмах Джона Ву гонконгского периода будет появляться аналог Марка — человек тяжёлой судьбы и высоких моральных принципов, специалист по проникновению и инфильтрации, сперва прячущий оружие на локации, в 90% случаев сыгранный Чоу Юньфатом. В сиквеле "Ураганный огонь" Хо и Кит объединяются, чтобы помочь наставнику Хо и Марка Лунгу, который оставил криминальные дела и зажил честной жизнью. В написание сценария вмешался продюсер Цуй Харк, что привело к появлению дополнительной сюжетной линии, посвящённой Лунгу, сошедшего с ума после гибели дочери и постепенно возвращающего рассудок — отличное решение, если вы вводите нового персонажа, от вовлечённости в личную драму которого зависит ваше восприятие финала. Марк действительно оказывается богом — его смерть в конце первой части приводит к появлению посвящённого ему музея, в котором в качестве экспонатов представлены его личные вещи. Никто не объясняет, откуда взялся безумный фанат, открывший его, но факт есть факт — теперь у Марка есть собственная церковь со святынями и последователями. Без Марка "Светлое будущее" не "Светлое будущее", поэтому он возвращается в виде брата-близнеца Кена, сыгранного всё тем же Чоу Юньфатом. Пока Хо и Кит в Гонконге распутывают клубок интриг в Гонконге, Ли помогает Лунгу прийти в себя в Нью-Йорке — и финал сводит всех героев для грандиозного штурма особняка, под завязку набитого врагами. Если в первом фильме перестрелки в помещениях лучше финала, действие которого происходит на открытой местности и представляет собой длительную перестрелку с множеством противников в доках, то концовка сиквела круче в несколько раз. Толпы врагов уничтожаются от этажа к этажу, гремят взрывы, герои разделяются, успевают сменить огнестрел на топоры и катаны и даже успевают разобраться с двумя мини-боссами, которых одной пулей не возьмёшь. Как бы ни были хороши перестрелки, грош им цена, если ты не сочувствуешь героям и не желаешь им победы всей душой, а Джон Ву и Цуй Харк написали отличные сценарии для обоих фильмов и достигли идеального баланса между драмой и крутым экшном, что делает дилогию "Светлое будущее" образцовой для всего жанра боевиков.